Аналитика

Актуальные новости правоприменения

На фоне разворачивающихся событий Росреестр приостанавливает регистрационные действия (либо документы возвращаются без рассмотрения) в отношении сделок, влекущих возникновение (прекращение) прав на недвижимое имущество, если хотя бы одной стороной которых являются:
- иностранные граждане;
- иностранные юридические лица;
- российские юридические лица, бенефициарами которыми являются иностранные граждане либо юридические лица.
Приостановка обусловлена изданием президентского указа № 81от 01.03.2022 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее – Указ № 81), согласно которому с 01.03.2022 г. установлен особый порядок осуществления сделок российскими резидентами с «иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружелюбные действия в отношении российских юридических и физических лиц», влекущих за собой возникновение права собственности недвижимое имущество, осуществляемые с лицами иностранных государств.

Особый порядок также распространяется на осуществление указанных сделок с иными иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств (совершающих недружественные действия), если предметом сделок является недвижимое имущество, приобретенное после 22.02.2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств (совершающих недружественные действия).

Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (далее – Перечень) утвержден РП РФ от 05.03.2022 г. № 430-р.

С учетом данного РП возобновлены регистрационные действия сделок, стороной которой являются иностранные граждане государств, не включенных в Перечень.

Вместе с тем, продолжаются приостановки регистрационных действий в отношении всех иностранных юридических лиц и российских юридических лиц, бенефициарами которых являются иностранные физические или юридические лица, вне зависимости включены указанные государства в Перечень или нет.

Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 95) дано уточнение о порядке применения Указа № 81 согласно которому лицами иностранных государств, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, названными в подпункте "а" пункта 1 Указа № 81, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами (далее – требования);

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 1 Указа № 81, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

С учетом данного уточнения, а также имеющегося Перечня, в целях осуществления регистрационных действий сделок, влекущих возникновение прав на недвижимое имущество, специализированным застройщикам, отвечающим требованиям, либо не имеющим в составе бенефициаров из государств, перечисленных в Перечне, рекомендуется осуществить мероприятия по раскрытию информации о контроле над ними.

В соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны ежегодно уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами. Таким образом, ФНС России располагает сведениями о таких лицах и контролируемых ими компаниях, однако такие сведения имеют определенный срок давности, а также не хранятся в виде единого реестра.

Указанная информация с положениями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации составляет налоговую тайну, в связи чем ФНС России не вправе предоставлять её в Росреестр.

Вместе с тем, лица, предоставившие такую информацию в налоговый орган, располагают подтверждением такого раскрытия. Подтверждением раскрытия является квитанция о приеме электронного документа (при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика), отметка о принятии документа (при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы) или почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи (при направлении документа по почте).

Таким образом, для осуществления регистрационных действий сделок с ДДУ и недвижимостью специализированным застройщикам, отвечающим требованиям, либо не имеющим в составе бенефициаров из государств, перечисленных в Перечне, рекомендуется представлять в Росреестр необходимый пакет документов, в том числе документ, подтверждающий раскрытие информации о контроле юридических лиц.

В отношении граждан, имеющих двойное гражданство (одно из которых РФ), то при подаче документов для совершения регистрационных действий сделок необходимо указать только гражданство РФ.

Остальным иностранным юридическим лицам, не отвечающим требованиям, а также иностранным гражданам государств, включенным в Перечень, для совершения сделок, влекущих возникновение прав на недвижимое имущество, необходимо обращаться за разрешением в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ в порядке, предусмотренном ПП РФ от 06.03.2022 № 295.